Помощь в трудной ситуации
Трудная жизненная ситуация — ситуация, которая субъективно воспринимается человеком как трудная лично для него или является объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность (инвалидность, сиротство, и т. д)
Категории социально незащищённых детей:
- дети, оставшиеся без попечения родителей;
- дети, проживающие в малоимущих семьях;
- дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
- дети-инвалиды и с особенностями в развитии;
- дети-жертвы насилия
Факторы социального риска
- социально-экономические: низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия;
- медико-социальные: инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей;
- социально-демографические: неполная, многодетная семья, семьи с престарелыми родителями;
- социально-психологические: семьи с конфликтными отношениями;
- психолого-педагогические: семьи с низким общеобразовательным уровнем;
- криминальные: алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие
Ребенок в трудной жизненной ситуации
Выявление неблагополучия в семьях воспитанников детского сада связано с выявлением факторов социального риска. С семьями детей проводятся беседы, анкетирование, психологическая и социальная диагностика. Также в семьи выходят педагоги с целью выявления семейного неблагополучия
Основной информацией владеет воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия
На что стоит обратить внимание
- утомленный, сонный вид;
- санитарно-гигиеническая запущенность;
- обмороки, головокружение из-за постоянного недоедания;
- агрессия и импульсивность, которые сменяются апатией и подавленным состоянием;
- выраженный страх взрослых, проявление тревоги в форме тиков;
- боязнь идти домой;
- жестокое обращении с животными;
- стремление скрыть причину травм
Семья считается неблагополучной, если родители:
- не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению детей;
- не исполняют своих обязанностей по содержанию детей;
- отрицательно влияют на их поведение;
- жестоко обращаются с детьми;
- страдают алкоголизмом, употребляют наркотики, ведут антиобщественный образ жизни;
- создают конфликтные ситуации, втягивая в них детей
Для профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями, педагогом-психологом и социальным педагогом детского сада проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность сада. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта
Работая во взаимодействии со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальный педагог формирует и реализует систему комплексной помощи семье в снижении социального неблагополучия
Памятки по безопасности
Как обезопасить деньги на счетах
Правила финансовой безопасности
Осторожно: телефонные мошенники!